Здравствуйте!
Можно Вас попросить подробно описать кризис 7 лет?
Мне кажется, что мое сокровище как-то поздно "проходит" через этот кризис, впрочем, так у нас было и раньше - проявления "кризиса 3 лет" я заметила в 4 года.
Просто не знаю, что делать, часто срываюсь на крик, а потом, конечно же, ругаю себя за это...
Заранее спасибо, с уважением, Лолита.
Кризис семи лет
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться12015-04-08 12:10:45
Поделиться22015-04-08 12:23:51
В чем дело?
Прежде всего происходит много изменений на физиологическом уровне. В этом возрасте идет интенсивное созревание организма. 6–7 лет называют возрастом смены зубов и вытягивания тела. Быстро развивается кора больших полушарий, в частности, лобный отдел. Это является основой для формирования произвольности – умения планировать свои действия и прогнозировать их последствия. Ребенок начинает лучше понимать игры, в которых есть определенные правила. Если четырехлетка, играя в прятки, поскорее вылезает из шкафа, когда папа нарочито спрашивает «А где наш Ваня?», и кричит: «Вот он я!», то шестилетка уже отлично понимает правила и сидит до последнего.
Возрастает общая подвижность нервных процессов, особенно – процессов возбуждения. Поэтому 6–7-летние дети обычно непоседливы, подвижны и эмоционально нестабильны. Их настроение может резко меняться от слез до заливистого смеха в течение десяти минут. Также для детей этого возраста характерны слишком острые реакции: нередко в ответ на внешние события у них возникают страхи, агрессия, истерики.
Кризис - это не только сложности, конфликты и обессиленно вздыхающие в попытках справиться с ребенком родители. При благоприятном (что не означает бесконфликтном!) течении кризис – это возможность выйти на новый уровень развития, приобрести новые интеллектуальные, социальные, эмоциональные навыки; это возможность преодолеть трудности и положить себе в копилку способы их решения.
Как пережить все это родителям?
Логично, что если у ребенка меняются образ жизни, самоощущение, поведение, то и родителям необходимо что-то менять в привычных способах взаимодействия с ним. Это очень важно, т.к. если родители по каким-то причинам продолжают общаться с первоклассником так же, как с дошкольником, то они могут замедлять развитие его социальных навыков. Кроме того, необходимо начать заранее готовить ребенка к новому образу жизни, чтобы ускорить его адаптацию к школе.
· Установите четкий режим дня. Чтобы облегчить ребенку переход к школьной жизни, а вам – подъем его по утрам, примерно за полгода до начала учебы приучите ребенка пораньше ложиться и вставать.
· Найдите возможность познакомить его с учительницей, со зданием школы (если пропустили октябрьские дни открытых дверей для родителей будущих первоклассников, добро пожаловать на аналогичное весеннее мероприятие). Детям всегда проще воспринимать что-то уже знакомое. Если он пойдет в первый класс, зная, где находится классный кабинет, как зовут учителя и что вообще представляет собой школа, то с первого дня будет чувствовать себя увереннее.
· Обговорите с ребенком его новые права и обязанности. В период непослушания, когда ребенок отвергает старые требования, необходимо четко обозначить границы его возможностей. В семье обязательно должны быть правила, и, несмотря на выраженный негативизм, детям они тоже нужны, т.к. создают понятное для них жизненное пространство со своими законами. Объясните ребенку, в чем суть «взрослости», какие обязанности есть у родителей, бабушек и дедушек, в чем каждый из них независим, а в чем зависит от других. Преподнесите малышу требования как расширение его полномочий. Например, раньше вы не просили его мыть за собой тарелку, т.к. он мог случайно разбить ее, то теперь ребенок уже взрослее, поэтому ему можно это доверить. Нужно создать у первоклассника ощущение, что ответственность, которая на него возлагается, – это проявление доверия и надежды на его помощь, а не стремление его нагрузить и заставить что-то делать. Постепенно расширяйте зону ответственности ребенка за его личные дела.
· Давайте ребенку свободу. Некоторые правила должны быть закреплены (например, поддержание порядка в его комнате). Способ же их выполнения и время могут оставаться за ребенком. Пусть ребенок не сразу научится ориентироваться в том, сколько времени требуется, чтобы убрать свою комнату, и пару раз это затянется надолго. Постепенно он сможет приспособиться, зато выработанный способ действия будет собственным, а не навязанным извне. Не вмешивайтесь в то, что делает ребенок, если он сам не просит помощи. Тем самым вы как бы говорите ему: «Я тебе доверяю, я думаю, что ты справишься».
· Дайте ребенку видеть последствия своих поступков. Не нужно стараться предотвратить негативные результаты действий или бездействия ребенка (если они, конечно, не угрожают его безопасности). Например, если ребенок отказывается делать домашнее задание без уважительных причин, то позвольте ему получить «двойку» или порицание учителя. Только так он сможет понять, что сам ответственен за них.
· Учитесь, играя. Включайте элемент игры в выполнение новых обязанностей. Все-таки семилетка только готовится быть школьником, и ему сложно сразу переключиться на взрослый режим. Пусть он научит читать свои игрушки, объяснит папе, как правильно писать буквы (папа наверняка уже забыл это!), поможет вам посчитать сдачу в магазине. Ребенок должен постоянно видеть, что его дела кому-то нужны. Это будет стимулировать его лучше, чем любые уговоры.
· Поощряйте детскую дружбу. Ребенку легче будет полюбить школу, если там у него появятся друзья. Поддерживайте новые знакомства, приглашайте старых друзей ребенка к себе домой, устраивайте совместные выходные на природе и т.д.
· Не торопите события. Ваш ребенок в любом случае преодолеет свой кризис. Пусть вас не слишком беспокоит, что он длится дольше, чем вам хотелось бы. У каждого свой ритм. Помните, что решение психологических кризисов ничуть не легче решения кризисов финансовых. И за то, в чем дети разбираются самостоятельно, многие современные компании платят большие деньги, приглашая всевозможных советников и аналитиков со стороны.